воскресенье, 6 июня 2021 г.

 

Алик Бахши

Стамбульский канал как составная часть

 «Великого Шёлкового пути»

 

   Турция приступает к осуществлению грандиозного проекта строительства судоходного канала «Стамбул» из Черного моря в Мраморное море. Канал, прорытый параллельно Босфору, обеспечит проход кораблей любого тоннажа, включая авианосцы. На концах канала намечено строительство двух новых городов. Цель строительства разгрузить Босфор, который уже не справляется с количеством проплывающих кораблей, вынужденных на входе в пролив выстраиваться в очередь, загромождая акваторию.                

 


      В расположенном по обеим берегам Босфора 15 миллионном городе 1,5 млн жителей ежедневно пересекают пролив на паромах, катерах, лодках. Если через Панамский канал проходят в год 14 тыс. судов, Суэцкий канал 19 тыс., то Босфор пропускает в год 45-50 тыс. судов. При такой насыщенности акватории пролива проход судов, особенно с горючими и взрывоопасными веществами, представляет опасность как для населения города, так и для экологии. Необходимость в  дублирующем канале назрела давно и вот, по словам президента Эрдогана, в конце июня состоится церемония по началу строительства канала, завершение  которого планируется на 2023 год к 100-летию Турецкой республики.

   

     Безусловно стамбульский канал, являясь составной частью логистической системы возрождённого «Великого Шёлкового пути»(1), будет иметь геостратегическое значение и в этом отношении интересно заявление Эрдогана о том, что Конвенция Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы не распространяется на проектируемый канал «Стамбул». Если, согласно конвенции Монтрё, суда любых стран в мирное время могут беспрепятственно пользоваться проливами, то за проход по каналу «Стамбул», который естественно будет находится под полным суверенитетом Турции, придётся  оплатить. Ограничения конвенции по тоннажу и времени пребывания в черноморской акватории касаются только военных кораблей нечерноморских государств. Однако, если быть скрупулёзным в отношении конвенции Монтрё, то, например американский авианосец «Нимитц» может пройти проливы, подняв флаг Турции, или Румынии, или Болгарии под предлогом передачи корабля стране, которая является членом НАТО. Кстати, на членство в НАТО претендуют ещё две причерноморские страны Украина и Грузия. Более того, при необходимости, чтобы обойти конвенцию Монтрё, Турция может, также как и в случае с Босфором, продублировать Дарданеллы, прорыв небольшой канал длиной в 10 км через узкий полуостров Галлиполи.

 

   Канал «Стамбул», расширяет возможности Босфора и позволит значительно увеличить грузопоток товаров из Азии, доставляемых «Великим Шёлковом путём» от Баку до Батума, чтобы оттуда, воспользовавшись уже морским путём, перевезти в Европу.

 

1.   Возрождение «Великого Шёлкового пути». https://alikbahshi.livejournal.com/36842.html

    06.06. 2021

 

    

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий